Об обучении детей-инвалидов и детей с ОВЗ

Информирование населения об обучении детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Обследование детей психолого-медико-педагогической комиссией осуществляется по письменному заявлению родителей (законных представителей).

Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид». Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы.

К обучающимся с ограниченными возможностями здоровья относятся такие граждане РФ, как глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, с тяжелыми нарушениями речи, с особенностями психофизического развития, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, в том числе дети-инвалиды.

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются
адаптированной образовательной программой,
а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

В детском саду создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Обучение таких детей, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательное учреждение, может быть также организовано образовательным учреждением на дому или в медицинских организациях. Основанием для организации обучения на дому или в медицинской организации являются заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей). Эти нормы согласуются с федеральными законами:
«О социальной защите инвалидов в РФ» (ст. 19 № 181-ФЗ)
«О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (ст.12 № 122-ФЗ).

Перед системой образования на сегодняшнем этапе стоит задача по созданию для каждого ребенка полноценных условий для получения образования, независимо от степени состояния его здоровья. И безусловно, внедрение нового образовательного стандарта для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья - это механизм, позволяющий реализовать конституционное право детей с особыми образовательными потребностями на качественное и доступное образование.


Организация процесса воспитания и обучения детей с нарушением слуха в учреждении

Ребенок дошкольного возраста, лишенный полноценного слуха, резко отличается от своих слышащих сверстников. Вся тяжесть и все ограничения, создаваемые дефектом, заключены не в недостатке слуха, а в тех вторичных осложнениях, которые вызываются этим недостатком.

В связи с отсутствием навыка устной речи малышу не хватает развития мышления, на первых порах его надо научить хотя бы элементарным понятиям в окружении, дать первые знания и умения словесного общения (без мимики), формировать речь, как средство общения.

Этим и занимаются педагоги коррекционных групп для детей с нарушением слуха детского сада № 11 «Березка».

В детском саду 190 детей, функционируют 7 групп, 5 из них общеразвивающей направленности и 2 коррекционные группы для детей с нарушением слуха.

Диагноз воспитанников коррекционных групп - «сенсоневральная тугоухость III -IV степени, глухота». Как следствие этого диагноза - расстройство нервной системы, задержка речевого развития. Для воспитанников коррекционных групп оборудована предметно-развивающая среда, с учетом психо-физических особенностей детей, кабинеты для фронтальных и индивидуальных занятий.

Образовательный процесс строится на основе программы для специальных дошкольных учреждений под редакцией Л.П. Носковой «Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста» с использованием методических рекомендаций Э.И. Леонгардт в форме фронтальных и индивидуальных занятий. На индивидуальных и фронтальных занятиях с воспитанниками коррекционных групп для детей с нарушением слуха используется аппаратура коллективного пользования «Сонет - 01-1», которая позволяет регулировать усиление звука в наушники индивидуально (на левое ухо, на правое ухо). Проговаривая слова, фразы в микрофон, ребенок может слышать не только речь говорящего, но и свой голос, и свою речь.

Улучшить качество образовательного процесса позволяют вариативные формы работы. Одна из них - интеграция детей с нарушением слуха после кохлеарной имплантации в общеобразовательные группы. По данной теме на базе детского сада работает педагогическая мастерская, которая является плацдармом по разработке инновационных технологий, форм и методов развития слуха и речи, повышения педагогического мастерства.

Родители, узнавшие об отсутствии слуха у своего малыша, бывают очень беспомощны. Часто семья не замечает отсутствия слуха у ребенка. Он также гулит, как все другие малыши, поворачивает голову на движущиеся предметы и это создает видимую картину благополучия. Отсутствие слуха заметно лишь к 5-6 месяцам, когда родители замечают, что малыш не реагирует на звуки за спиной. Бывает и так, что родители до 2-х и даже до 3-х лет не показывают ребенка специалистам, надеясь на чудесное спасение. Потеря времени отрицательно влияет на развитие ребенка, сущность дефекта требует своевременного определения степени потери слуха и поиска -необходимых мер по реабилитации малыша.

Программа социальной адаптации неслышащих дошкольников предусматривает дифференцированный подход к ее изучению с учетом возраста ребенка, степени потери слуха, условий, в которых находился ребенок от рождения.

Глухие и слабослышащие дети развиваются по-разному в зависимости от времени потери слуха, качества слухопротезирования, компетентности и профессионального уровня педагогов и воспитателей.

От полутора до 3-х лет формируется младшая группа, где главная работа состоит в организации игровой деятельности малышей. работа строится по программе 1 года обучения. Постепенно малыши приучаются смотреть и прислушиваться, подражать, задерживать внимание на каком-либо предмете, выполнять действия по команде, различать речевые и неречевые звучания.

  • Второй год обучения проходят дети от 3-х до 5-ти лет. Система знаний фронтальных и индивидуальных занятий включает в расписание:
  • развитие устной речи развитие слухового восприятия;
  • формирование элементарных математических представлений.

Теперь процесс формирования устной речи проводится как в игровой форме, так и в форме выполнения отдельных заданий.

К концу 2 года обучения дети знают несколько букв и озвучивают их с помощью фонетической ритмики, слитно произносят слова и простые фразы, считают в пределах 5, знают названия нескольких геометрических форм. В этот период завершается постановка звуков 1 концентра и введение их в речь.

Третий год обучения - период подготовки детей к школе (5-7 лет), когда дети учатся читать, писать, считать. К этому возрасту уже сформирован словарь по темам, усвоены элементы грамматики, род, число имен существительных, дети понимают значение вопросительных слов, умеют отвечать на вопросы о себе и о семье.

В основе овладения ребенком устной речью лежит подражание. Многократно повторяя за взрослым один и тот же материал в разных условиях, дети запоминают его. Постепенно часто употребляемые слова входят в активный словарь ребенка. Кроме того, у детей появляется навык проговаривание вслух необходимого речевого материала, развивается речевое мышление.

Расширение интересов детей, широкое использование наглядных пособий, а так же строгое соблюдение режима учебной деятельности и отдыха позволяют формировать у детей с нарушением слуха устойчивое произвольное внимание, что очень важно для интеллектуального развития.

Педагоги детского сада разработали и внедрили индивидуально-ориентированную коррекционно-развивающую программу по интеграции слабослышащего ребенка в речевую среду. Отдельные дети, достигшие определенных успехов, физического уровня и имеющие возможность на слух воспринимать речь перемещаются в группу слышащих, получая дополнительный толчок к развитию слухового восприятия. Это перемещение может быть временным, частичным или комбинированным.

Таким образом, анализ работы педагогов МБДОУ д/с № 11 «Березка» г. Пятигорска дает представление о многоплановости педагогического процесса, но отнюдь не исчерпывают всей полноты необходимой помощи слабослышащим детям. Педагогическая помощь такому ребенку, пути его разностороннего развития нуждаются в постоянном насыщении интересным содержанием, поисках адекватных методов и приемов воздействия.

Коллективный поиск эффективных путей реабилитационного процесса с детьми может быть бесконечен, нужно только желание, любовь к детям и личная заинтересованность в успехе.


Организации работы с ребенком-инвалидом на дому

Отчет об организации работы с ребенком-инвалидом на дому в МБДОУ детском саду № 11 «Березка»