Внимание! Телефон горячей линии по вопросам эпидемиологической ситуации в ДОУ
+7 918 888 68 67 (часы работы с 7.00 до 19.00, Пн-Пт)
Заявление на свободное посещение
Приказ о выполнении комплекса профилактических мероприятий

Работа с родителями детей с ОВЗ

Работа с родителями детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья

Участниками образовательного процесса в коррекционных группах являются дети, воспитатели, учителя-дефектологи, родители.

Родители наши ближайшие помощники, так как только тесное сотрудничество педагогов, родителей и детей создаёт условия для раскрытия слуховых и речевых возможностей воспитанников и интеграции в окружающий мир, а значит и социализации.

  • Основными формами работы с родителями являются:
  • нетрадиционные формы организации родительских собраний;
  • мастер-классы;
  • дни открытых дверей;
  • совместные праздники, досуги, развлечения, чаепития;
  • участие родителей в семейных конкурсах, выставках;
  • организация совместной трудовой деятельности;
  • наглядное оформление стендов, уголков, фотовыставки;
  • консультации;
  • анкетирование;
  • индивидуальные беседы и др.

Родители воспитанников коррекционных групп являются участниками педагогической мастерской.

На базе групп для детей с нарушением слуха работает психолого-медико-педагогический консилиум, который вырабатывает коллективные рекомендации по основным направлениям коррекционной работы.

Организация коррекционного обучения имплантированных дошкольников

Работая с глухими и слабослышащими детьми мы накопили бесценный профессиональный опыт. Благодаря практике мы смогли впитать ту соль профессии, о которой не говорят в ВУЗе. Для нас главное - это желание помочь глухому ребенку адаптироваться к жизни в мире слышащих людей. Это желание воплощается в стремлении понять неясные для других звуки, которые составляют речь глухого человека, понять его мир, полочки в котором раскладываются совсем не так, как у людей обычных. И сделать так, чтобы ребенок, с которым ты работаешь, тоже тебя понял.

Глухие и слабослышащие - это особенные люди. Понадобится много времени, чтобы это осознать.

Они мыслят не так, как слышащие. У них нет обозных и абстрактных понятий. В их мире все конкретно и однозначно. Каждая вещь значит то, что значит. Для них не существует предметов- заменителей - их этому надо учить.

Чтобы находить с детьми общий язык, самим нужно помнить, что значит быть ребенком. Чтобы научиться говорить мы с моими подопечными и мяукаем, и гавкаем, и в прятки играем. Хотя, конечно, на пути понимания бывают и трудности.

И вот именно в помощь глухим детям и для их реабилитации в настоящее время активно развивается метод - кохлеарная имплантация. Данное оперативное вмешательство изменяет состояние слуха - ребенок с КИ может ощущать звуки интенсивностью 30-40 дБ, что соответствует легкой тугоухости (1-я степень).

Мы видим, что резко увеличивается количество детей, которым проведена КИ. Эффективность КИ определяется организацией послеоперационной медико-педагогической реабилитации.

  • Категория имплантированных дошкольников крайне разнородна. У нас-это:
  • дети, до КИ еще не владеющие речью или имеющие низкий уровень речевого развития:
  • дети с дополнительными отклонениями в развитии, т.е. имеющими, помимо снижения слуха, другие нарушения.

Практика подтвердила, что каждый ребенок нуждается в особом построении послеоперационной реабилитации.

Как известно, примерно через месяц после операции по вживлению электродов подключают речевой процессор, и начинается процесс его настройки в ходе проведения интенсивной реабилитационной работы. Особо выделяется первоначальный период - период адаптации ребенка к кохлеарному импланту. Его главная задача - открыть для ребенка новые возможности слухового восприятия речи и неречевых звучаний.

К окончанию первоначального периода реабилитации у детей, не владеющих до КИ речью, должны активизироваться голосовые реакции, появиться понимание речи в узкой конкретной ситуации и вне ее, первые слова.

Основной формой проведения реабилитационной работы в первоначальный период являются индивидуальные занятия со специалистами: в центрах КЙ, центрах реабилитации слуха и речи, специализированных группах для детей с нарушениями слуха ДОУ. Продолжительность первоначального периода зависит от многих факторов: времени потери слуха, уровня владения речью"к моменту КИ, возраст, -в котором проводилась операция, наличие дополнительных нарушений развития, активность участия семьи в реабилитационной работе. Она колеблется от 1-3 месяцев для оглохших с сохранной речью, 3-6 месяцев для глухих, владевших фразовой речью до КИ, до 1,5 лет для детей, которые до КИ не владели речью. В настоящее время у нас именно такие дети.

После завершения первоначального периода реабилитации дети с высоким уровнем общего и слухоречевого развития могут воспитываться и обучаться в массовых учреждениях и получать коррекционную помощь в центрах КИ.

Для детей с дополнительными отклонениями КИ создает более благоприятные условия для их развития и социализации.

По отношению к глухим дошкольникам, которые по окончанию первоначального периода реабилитации имеют низкий уровень речевого развития, особое значение приобретает организация дальнейшей педагогической работы. Без систематического коррекционного обучения эти дети не смогут стать практически слышащими и говорящими. Организация их воспитания и обучения имеет отличительные черты по сравнению с глухими и 'слабослышащими детьми, пользующимися индивидуальными слуховыми аппаратами.

  • Успешность реабилитации детей с КИ определяется соблюдением двух основных условий:
  • 1. Постоянное нахождение среди нормально слышащих и говорящих детей и взрослых.
  • 2. Обеспечение систематического коррекционного обучения.

Воспитываясь и обучаясь в специализированных коррекционных группах нашего детского сада имплантированные дошкольники обеспечиваются ежедневной корреционной помощью учителя- дефектолога (сурдопедагога). Однако следует помнить об особенностях работы именно с имплантированными детьми, в отличие от слабослышащих, пользующихся индивидуальными слуховыми аппаратами.

  • Это выражается:
  • в значительно более позднем введении письменной речи и ее ролью в коррекционном обучении;
  • в принципиально более быстром формировании понимания речи;
  • в более выраженном разрыве в пассивном и активном словаре ребенка;
  • в ином, соотношении слухозрительного и слухового восприятия ребенка;
  • в специфике работы над развитием слухового восприятия.

Поэтому, по возможности, следует комплектовать группы только для детей с КИ или только для детей с СА.

В группах параллельно проводятся фронтальные занятия воспитателя и фронтальные и индивидуальные занятия учителя- дефектолога. Проводятся также занятия по игре, изобразительной деятельности, конструированию, т.е. занятия, для которых уровень речевого развития не является определяющим для успешного участия в них. Музыкальные и физкультурные занятия с первых дней посещения.детьми детского сада проводятся со всей группой (дети и с КИ, и с СА).

Работая с детьми, имеющими нарушения слуха, мы понимаем, что воспитание и обучение детей с КИ в специализированных группах не позволяет соблюсти основное условие их реабилитации - постоянное пребывание в среде нормально говорящих детей. Поэтому в нашем детском саду особое внимание обращено на организацию целенаправленной интеграции таких детей в коллектив слышащих сверстников в ходе проведения прогулок, развлечений, праздников и подготовки к ним. По мере овладения словесной речью дети, имеющие нарушения слуха, активно включаются и в совместные занятия с детьми с нормальным слухом.

Родителям следует рекомендовать забирать ребенка из детского сада ежедневно, а не оставлять его. Это позволит в вечернее время обеспечить речевое общение ребенка со слышащими взрослыми и детьми в семье, во дворе, а также при посещении им кружков, секций для нормально развивающихся детей.

Дети с нарушениями слуха могут быть включены в систему интегрированного обучения

  • Виды интеграции:
  • 1. Комбинированная интеграция - дети с высоким уровнем психофизического и речевого развития на равных воспитываются в массовых группах, получая постоянную коррекционную помощь учителя-дефектолога.
  • 2. Частичная интеграция - неслышащие дети, еще не способные на равных со слышащими сверстниками овладевать образовательным стандартом, вливаются в массовые группы лишь на часть дня.
  • 3. Временная интеграция - все воспитанники специальной группы объединяются со слышащими детьми 1-2 раза в месяц для проведения различных мероприятий.

Наиболее комфортной моделью совместного обучения для ребенка с нарушениями слуха является включение его в коллектив слышащих сверстников с первых дней пребывания в учреждении. В ином случае может возникнуть психологический дискомфорт: ребенок воспитывался в специальной группе, где сложился свой коллектив, в котором ребенок занимал свое, особое место. При попадании в новое детское сообщество ребенок испытывает значительные трудности как в связи с особенностями его развития, так и в связи со статусом «чужака», пришедшего из другой группы.

Если неслышащий ребенок имеет достаточно высокий уровень психофизического развития и в дальнейшем постоянно воспитывается в группе слышащих детей, то этот дискомфорт постепенно преодолевается. Но большинство воспитанников группы для детей с нарушениями слуха посещают массовую группу лишь на часть дня, и в этом случае достаточно сложно ввести ребенка в коллектив слышащих сверстников. В данном случае замечательна новая модель интеграции - модель смешанной группы, где дети с нормальным и нарушенным слухом воспитываются вместе, независимо от уровня речевого развития детей с нарушением слуха.

  • Концепция интегрированного обучения:
  • 1. Через раннюю коррекцию (раннее выявление дефекта).
  • 2. Через обеспечение каждого ребенка всей полнотой коррекционной помощи (обеспечение МПК сопровождения).
  • 3. Разработка разноуровневых моделей интеграции.