Консультации старшего воспитателя
Старший воспитатель
Демидова Юлия Игоревна
- Высшее психологическое образование
- Высшая квалификационная категория
- Педагогический стаж - 7 лет
- Стаж в должности - 6 лет
- Часы приема и консультаций: ежедневно с 8.00 до 10.00; с 15.00 до 17.00
- +7 (8793) 98-55-12
- Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
«Двигательная активность дошкольников в режиме дня»
Известно, что маленький человек - деятель. И деятельность его выражается, прежде всего, в движении. В общей системе всестороннего и гармоничного развития человека физическое воспитание ребенка дошкольного возраста занимает особое место.
Федеральным государственным образовательным стандартом определены целевые ориентиры возможных достижений ребенка в этой области, а именно: ребенок подвижен, вынослив, воспринимает здоровый образ жизни как ценность, может контролировать свои движения и управлять ими.
Наша задача - организовать двигательную активность детей и создать все необходимые условия для того, чтобы дошкольники росли физически здоровыми и крепкими. Двигательная активность (ДА) - это суммарное количество двигательных действий, выполняемых человеком в процессе повседневной жизни.
В нашем детском саду созданы все условия для развития и оздоровления детей. Организованная деятельность по физическому развитию проводится в музыкальном зале, педагогический процесс оснащен всем необходимым оборудованием и инвентарем, в групповых комнатах имеются физкультурные уголки, отвечающие возрастным особенностям воспитанников. Участок детского сада тоже не остался без внимания. На групповых участках имеются веранды, скамейки, горки, турникеты, лестницы для лазанья. На территории детского сада оборудована физкультурная площадка. Здесь есть все необходимое для занятий и двигательной активности детей. Каждая группа имеет достаточное количество выносного материала: мячи разных размеров, скакалки, клюшки, спортивные игры.
Очень важно рационально организовать режим в детском саду для того, чтобы дети как можно больше находились в движении. Физкультурно-оздоровительные мероприятия проводятся ежедневно в соответствии с графиком двигательной активности.
Существуют разнообразные формы двигательной деятельности, среди которых можно выделить приоритеты в режиме дня:
Первое место принадлежит физкультурно-оздоровительным мероприятиям.
- К ним относятся общеизвестные виды двигательной деятельности:
- утренняя гимнастика - целью которой является создание у детей хорошего настроения, поднятие эмоционального и мышечного тонуса, активизация дальнейшей деятельности;
- подвижные игры и физические упражнения во время прогулок;
- физкультминутки, которые проводятся для снижения утомления и снятия статического напряжения.
Второе место в двигательном режиме детей занимает совместная деятельность по физической культуре - основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной двигательной активности детей. Образовательная деятельность по физической культуре организуется как в помещении, так и на воздухе по подгруппам. Формирование подгрупп осуществляется с учетом трех основных критериев: состояния здоровья, уровня двигательной активности и физической подготовленности.
Третье место отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей. Навыки, полученные в совместной физкультурной деятельности, дети закрепляют самостоятельно.
Гимнастика после дневного сна является также важной составляющей двигательной активности, которая помогает организму проснуться, улучшить настроение, поднять мышечный тонус. Наряду с перечисленными формами организации двигательного режима в ДОУ немаловажное значение отводится физкультурно-массовым мероприятиям, участие в которых принимают как воспитанники, так и их родители. На базе детского сада организуются физкультурно-спортивные праздники, Дни здоровья, спортивные соревнования «Мама, папа, я - спортивная семья», игры-соревнования, спартакиады, которые не только воспитывают положительное отношение к здоровому образу жизни, но укрепляют внутрисемейные связи.
Не следует забывать и об организации индивидуальной работы с детьми по физическому воспитанию. Она планируется в течение всего дня, в часы игр, прогулок.
Все вышеописанные формы дополняют и обогащают друг друга, в совокупности обеспечивают необходимую двигательную активность каждого ребенка в течение всего пребывания его в ДОУ. Итак, нет задачи важнее и вместе с тем сложнее, чем вырастить здорового человека. Воспитание здорового ребенка было и остается актуальной проблемой образования и медицины.
Выдающийся польский педагог Януш Корчак писал: «Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье... Нет. Детям совершенно также, как и взрослым хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясни им, и они будут беречься».
«Организация воспитательной работы с детьми»
Ребенок - это вселенная, которая развивается и растет по определенным законам. Сложный процесс формирования личности нельзя предоставлять воле случая, надо помочь ребенку. Важно установить взаимопонимание между родителями и детьми, воспитателями и воспитуемыми, родителями и воспитателями, ведь воспитание предполагает активность всех участников воспитательного процесса.
Уровни образования определяются спецификой услуг, предоставляемых детским садом, и реализуются в соответствии с основной образовательной программой учреждения, обеспечивающей базовый объем знаний, предусмотренный Госстандартом.
В соответствии со «Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» программа направляет воспитание детей на развитие умственных и физических способностей в их самом полном объеме.
Цель воспитательной системы: воспитание успешного, счастливого, социально-адаптированного ребенка с устойчивой мотивацией и сформированной гражданской позицией.
- Реализацию этой цели мы видим через решение следующих задач:
- создание условий для воспитания здоровой, счастливой, свободной, ориентированной на труд личности;
- обеспечение поддержки семейного воспитания, содействие формированию ответственного отношения родителей к воспитанию детей;
- формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России;
- создание условий для повышения эффективности воспитательной деятельности в ДОУ.
- Реализуя «Стратегию развития воспитания в Российской Федерации» воспитательный процесс в ДОУ строится в следующих направлениях:
- Развитие социальных институтов воспитания.
- Обновление воспитательного процесса с учетом современных достижений науки и на основе отечественных традиций.
Воспитательный процесс осуществляется в каждой из форм организации детей: специально организованная учебная деятельность, игры, самостоятельная деятельность детей, индивидуальная работа, наблюдение, экскурсии, походы, праздники и развлечения. Работа строится, учитывая индивидуальную траекторию развития каждого ребенка.
Приобщая детей к духовной культуре и ее наследию в детском саду стало традицией проведение таких мероприятий с детьми как Масленица, ярмарочные гуляния, участие детей в конкурсах чтецов «Лермонтов наизусть», «Серебряная строфа - 2015».
Формируя культуру здоровья у дошкольников, в рамках проведения олимпиады на базе детского сада был организован краткосрочный проект «Вперед, олимпийцы», в итоге которого дети не только познакомились с олимпийскими видами спорта, но увидели олимпийский огонь, который был привезен гостями итогового мероприятия «Мы - спортсмены».
В рамках «Дня здоровья» в детском саду проходят спортивные соревнования «Мама, папа, я - спортивная семья» с участием семей воспитанников, которые не только воспитывают положительное отношение к здоровому образу жизни, но укрепляют внутрисемейные связи.
Реализуя задачу патриотического воспитания, педагоги детского сада формируют у детей чувство гордости за свою Родину, готовность к защите интересов Отечества. На базе детского сада с детьми проводятся тематические занятия, выставки, конкурсы чтецов, организуются встречи с ветеранами ВОВ, в каждой возрастной группе имеются уголки по патриотическому воспитанию.
Немаловажная роль отводится воспитанию эстетического мировидения, Реализация его задач происходит на основе широкой интеграции и пронизывает весь педагогический процесс в дошкольном учреждении, включая различные формы работы с детьми. Комплексно используются произведения музыкального, театрального, литературного, изобразительного искусства в контексте общечеловеческой и национальной культуры. Дети с удовольствием участвуют не только в мероприятиях, организованных в детском саду, но и в мероприятиях городского уровня Воспитывая у детей правила безопасного поведения на улицах города, педагоги детского сада организуют экскурсии, проводят открытые мероприятия, встречи с сотрудниками ГИБДД, Детский сад ежегодно принимает участие в городском конкурсе «Зеленый огонек» в различных номинациях.
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации» большую роль уделяет развитию социальных институтов воспитания, а именно поддержке семейного воспитания. Безусловно, потребностями сегодняшнего дня продиктована необходимость теснее интегрировать семейное и общественное дошкольное воспитание, сохранить приоритет семейного воспитания, активнее привлекать семьи к участию в воспитательном процессе детского сада. С этой целью проводятся родительские собрания, консультации, беседы и дискуссии, «круглые столы», дни открытых дверей, привлекаются родители к проведению праздников, развлечений, походов, экскурсий и др.
На базе детского сада организован «Клуб для родителей», который помогает семьям воспитанников решать те или иные вопросы воспитания детей через практические занятия и семинары. Работает «Консультативный пункт», деятельность которого направлена на оказание методической и консультативной помощи родителям, имеющим проблемы в воспитании своих малышей. Каждому направлению воспитательной работы присущи свои специфические воспитательные возможности, и они должны быть полностью реализованы. Воспитательный процесс - это объективно сложное и разноплановое явление, поэтому эффективная воспитательная деятельность может быть организована только путем комплексного использования различных форм организации педагогического процесса.
Говоря словами великого педагога А.С. Макаренко: «Воспитывая детей, мы воспитываем будущую историю нашей страны, а значит и мира».
Литература:
1. Белая К.Ю. «Непосредственно образовательная деятельность в ДОУ» // Журнал «Справочник старшего воспитателя ДУ» 2012 №1, с.42. Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: анализ, планирование, формы и методы./ К.Ю. Белая. - М,: ТЦ Сфера, 2005. - 101 с.
3. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. «От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного воспитания». - 3-е изд., испр. и доп.-М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. - 368с.
4. Зебзеева В.А. «Организация режимных процессов в ДОУ» - Москва: ТЦ Сфера, 2008г.
5. Исса О.Ф. «Режим реализации образовательных областей в процессе детской деятельности» // Журнал «Справочник старшего воспитателя ДУ» 2012 №1, с.8
6. Романова О.В. «Режим дня в разных возрастных группах ДОУ» // Журнал «Справочник старшего воспитателя ДУ» 2011 №12, с.16
7. Скорлупова О.А., Федина Н.В. «Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования» // Журнал «Дошкольное воспитание» 2010 №8, с.6