Внимание! Телефон горячей линии по вопросам эпидемиологической ситуации в ДОУ
+7 918 888 68 67 (часы работы с 7.00 до 19.00, Пн-Пт)
Заявление на свободное посещение
Приказ о выполнении комплекса профилактических мероприятий

Консультации педагога-психолога

Педагог-психолог

Шандровская Елена Эдуардовна

  • Высшее психологическое образование
  • Высшая квалификационная категория
  • Педагогический стаж - 27 лет
  • Стаж в должности - 20 лет
  • Часы приема и консультаций: понедельник с 15.00 до 17.00
  • +7 (8793) 98-55-12
  • Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

«Возрастные кризисы и их влияние на человека»

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок вырос умным, воспитанным и здоровым человеком. На протяжении жизни взрослые прилагают много усилий для того, чтобы это получилось. Родители радуются первым словам, первым шагам, они гордятся успехами в детском саду, в школе и в спорте. Но наступают такие моменты, когда послушный и уравновешенный ребенок может превратиться в непослушного и капризного. Периоды плавного развития сменяются скачками, протекают болезненно, сопровождаясь упрямством ребенка, возражениями, конфликтностью, резкими и бурными «взрывами». И каждый такой «взрыв», зависит от определенного возрастного этапа развития ребенка.
У взрослых возникает вопрос: "Что же случилось?". А в жизни ребенка наступает момент, когда он хочет высказать свою точку зрения, проявить характер. И его не интересует, что вам это не нравится. В психологии такие периоды называют возрастными кризисами.

Возрастные кризисы бывают у всех, и у детей, и у взрослых. На период детства приходится наибольшее количество возрастных кризисов, т.к. нервная и психическая активность у детей формируется не совсем равномерно, у них появляются новые потребности, а старые формы их удовлетворения уже не подходят.

Возрастные кризисы - проблемный период в развитии ребенка, переход от одного возрастного этапа к другому, и это время серьезных испытаний для родителей. Кто-то успешно с ними справляется, и от детских истерик не остается и следа, а кто-то попадает в капкан капризов и упрямства.

Как не только удачно, но и безболезненно пережить этот период? Чтобы помочь родителям справиться с этими проблемами на базе детского сада № 11 «Березка» города Пятигорска прошел городской родительский университет на тему «Возрастные кризы и их влияние на человека».

Наши дети выплескивают свои негативные эмоции вовсе не из вредности, не потому, что во всем виновата наследственность. Кризис - это следствие того, что человек не справляется со своими внутренними изменениями, с изменившимся окружающим миром.

Кризисные периоды развития чередуются. Известный детский психолог Л.С. Выготский, говоря о развитии ребенка, выделял стабильные и критические периоды: кризис новорожденности - младенческий возраст (2 месяца-1 год) - кризис 1 года - раннее детство (1-3 года) - кризис 3 лет - дошкольный возраст (3-7 лет) - кризис 7 лет - школьный возраст (8-12 лет) - кризис 13 лет - пубертатный возраст (14-17 лет) - кризис 17 лет.

«Кризис» поведения, часто наблюдаемый в трехлетнем возрасте, возникает лишь при определенных условиях и вовсе не обязателен при соответствующих изменениях во взаимоотношениях ребенка и взрослых", - писал Д.Б. Эльконин. Кризисы у детей лежат внутри отношений взрослого и ребенка. Они возникают там, где родители не вовремя или неграмотно реагируют на желание ребенка проявить свою самостоятельность. В хороших семьях, где у родителей разумная, согласованная позиция и воспитанием они управляют, возрастные кризисов у детей не бывает.

Роль родителя - понять, что нужно ребенку на самом деле.

Много рекомендаций получили родители на заседании родительского университета, которые помогут им в дальнейшем справляться с проявлениями кризисов у детей.

Когда родители дают ребенку свободу и возлагают на него ответственность, самостоятельность, свободу выбора (соответственно возрасту), то сразу видно как изменяется поведение ребенка. Быстро и безболезненно убрать «симптомы» кризиса получится, если обеспечить ребенку максимум возможностей для развития зрительной эмоциональности, мотивационной сферы ребенка, используя ролевые игры и мини-спектакли, в которых ребенок будет наделяться ролью взрослого и конечно –удовлетворять основные возрастные потребности: в любви и внимании, в общении как со взрослыми, так и со сверстниками, потребность в развитии интересов и увлечений.

В заключение хотелось бы пожелать всем взрослым сохранять спокойствие в любой ситуации, быть терпеливыми, проявлять выдержку, быть последовательными в своих требованиях к ребенку. Любой из нас когда-то сталкивался с проблемой взросления во времена своей юности и детства. Постарайтесь смотреть на мир глазами ребенка, будьте рядом, когда ваш кроха нуждается в поддержке, и вам будет легче преодолеть любой возрастной кризис малыша.

Помните, что все только в ваших руках, помогите ребенку справится с его переживаниями, поддержите и направьте его. Помните, что именно Ваше понимание происходящих с ребенком перемен, может значительно смягчить протекание кризиса. Вы обязательно поможете друг другу, если будете друг к другу внимательнее. Каждый из этих периодов требует терпения и выдержки родителей. Кризис проходит, и малыш снова становится самим собой. Ваша задача в период кризиса - понять и поддержать свое чадо. Родительская любовь способна помочь пережить любой, даже самый сложный кризис.

Список литературы:

1. Выготский Л.С., Педагогическая психология. АСТ/Астрель» 2008.
2. Луганская М.П., Ярославцева Е.Ю., Кризисы детского возраста. Воспитываем без крика, Психология,Феникс,2015.
3. Эльконин Д.Б., Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.